Социально-экономический заказ общества на подготовку специалистов, обладающих не только умениями и навыками оказания квалифицированной медицинской помощи, но и моральными, этическими и нравственными основами, выдвигает новые требования к высшему медицинскому образованию. Особенно актуальным представляется, на наш взгляд, формирование профессиональной направленности студентов медицинского вуза как интегративного качества личности будущего специалиста в области медицины. Анализ психолого-педагогической литературы, а также собственные исследования дают нам возможность определить «профессиональную направленность студентов медицинского вуза» как интегративное личностное качество, которое характеризуется устойчивым интересом студента к будущей профессиональной деятельности в области медицины, ценностным отношением к профессиональному труду по сохранению здоровья и жизни людей с опорой на мотивы, потребности, способности, а также идеалы личности будущего врача. Следовательно, в ней находит свое отражение динамика ценностных представлений студентов о сути врачебной деятельности на основе создания интегративного образа врача [1], включающего собирательные образы не только выдающихся врачей, но и членов своей семьи, посвятивших себя делу спасения здоровья и жизни людей. Идеалы, получая личностную значимость со стороны будущего врача, становятся проектирующим фактором саморегуляции поступков и актов профессионального поведения. По мнению ученых, идеал – это наивысшая цель стремлений человека, образец, по которому человек строит стратегию своей жизни, в данном случае профессиональную. Идеальное, будучи личностным явлением, результатом субъективных представлений студента о совершенстве на основе его ценностных ориентаций, способствует становлению личности будущего специалиста в области медицины.
Таким образом, формирование профессиональной направленности напрямую связано со становлением личности студента медицинского вуза, поскольку на данный педагогический процесс непосредственное влияние оказывают те ценностные представления о будущей профессии, которые студент конструирует в процессе профессиональной подготовки в образовательном пространстве медицинского вуза [1]. Немаловажную роль при этом могут сыграть генеалогические исследования, позволяющие выявить наличие в роду представителей медицинской профессии, исследовать их жизненный путь, ценностные ориентации и морально-нравственные принципы, заложенные в основу их деятельности, что могло бы оказать помощь в формировании профессионального самосознания.
Формирование профессиональной направленности во многом определяется социокультурной средой, в которой происходит становление будущего специалиста [2, с. 108]. Воспитание личности будущего врача должно осуществляться на основе принципов гуманизма, прививаемых как в ходе вузовского обучения, так и внутри семьи [3, с. 174]. Семейные принципы и нравственные ценности можно познать в ходе ознакомления с историей своего рода, в рамках данного исследования – с представителями медицинской династии.
В Толковом словаре живого великорусского языка понятие «династия» трактуется с позиции передачи от поколения к поколению мастерства и трудовых традиций [4]. Изучение биографии представителей медицинской династии своей семьи может служить мощным рычагом в профессиональном самоопределении личности студента медицинского вуза, воспитании гуманистических ценностей, столь значимых для профессии врача, развитии способностей к успешному осуществлению медицинской деятельности по профилактике, диагностике и лечению заболеваний.
Планирование своего будущего происходит в контексте представлений, установок и ценностей семьи и близкого окружения. В процессе исследования студентами врачебных династий ОрГМУ происходят отбор, осознание и присвоение ценностей будущей профессии, создание идеального образа врача, конкретизация и расширение образа «Я – будущий врач», что способствует формированию профессиональной направленности студента-медика.
Цель исследования. Цель нашей работы заключается в анализе генеалогических исследований в контексте аксиологического и воспитательного аспектов, выявлении их роли в развитии ценностных ориентиров личности и формировании профессиональной направленности будущих специалистов в области медицины.
Материалы и методы исследования. В ходе анализа роли генеалогических исследований в расширении представлений о будущей профессии и формировании профессиональной направленности информантами выступили студенты 1–3-го курсов Оренбургского государственного медицинского университета. Основу исследования составляют общенаучные методы наблюдения, классификации, обобщения и сравнения, описательно-аналитический метод, дефиниционный, статистический и контекстуальный анализ, методы анкетирования, опроса и интервьюирования, метод составления Родословной по Ю.Ф. Миронову. Методы анкетирования, опроса и статистический анализ их результатов применены с целью выявления степени ознакомления информантов с историей своей семьи, родовой профессией (при наличии таковой), семейными ценностями, а также заинтересованности информантов в генеалогических исследованиях.
Результаты исследования и их обсуждение. Применение метода составления Родословной книги по Ю.Ф. Миронову осуществлялось в соответствии со следующим алгоритмом действий [5]:
– ознакомление с основными понятиями, связанными с родословием, а также с методом составления Родословной книги;
– сбор генеалогической информации;
– систематизация полученных сведений на персональных листах и в поколенной росписи Родословной книги;
– написание биографических очерков и эссе на основе Родословной.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что изучение студентами медицинского вуза профессионального становления и личностных особенностей представителей врачебной династии своего рода способствует:
– расширению представлений о целостном процессе врачебной деятельности, о себе и других непосредственных его участниках;
– развитию представлений о профессиональном будущем через самоопределение и профессиональное самопроектирование;
– формированию мотивационной и эмоционально-волевой готовности к профессиональному будущему;
– формированию ценностных ориентаций, личностных и профессионально значимых качеств будущего специалиста медицинского профиля.
В рамках данного исследования студентам 1–3-го курсов Оренбургского государственного медицинского университета было предложено представить особенности личности и профессионального пути представителей врачебной династии своего рода (в случае наличия таковых). В исследовательских работах студенты описывали медицинские династии своей семьи, насчитывающие три и более поколений (рис.1).
Исследование осуществлялось студентами по следующему алгоритму действий:
1) установление основателя медицинской династии;
2) определение всех представителей династии по поколениям и степеням родства;
3) представление биографических сведений и профессиональных достижений каждого представителя династии;
4) характеристика личности представителей династии с позиции формирования системы ценностей и профессиональных ориентиров;
5) сбор сканированных копий основных документов и фотографий, иллюстрирующих деятельность представителей династии;
6) представление результатов исследования на монотематической конференции в форме презентаций или стендовых докладов и публикация биографических очерков и статей.
В ходе сбора информации о медицинской династии студентами осуществлялись:
– изучение имеющихся публикаций о ее представителях;
– интервьюирование родственников;
– изучение архивных материалов;
– сбор и изучение информации с мест работы представителей династий.
В ходе обобщения результатов анализа биографических очерков студентов-медиков выявлено, что их профессиональный выбор мотивирован желанием вслед за представителями медицинской династии своего рода:
– оказывать помощь людям;
– спасать человеческие жизни;
– служить опорой, вселять надежду и уверенность;
– заслужить доверие и уважение (при этом осознаются сложность достижений профессиональных целей и немалое количество предстоящих испытаний);
– достичь профессиональных высот;
– приносить людям радость и придерживаться главного принципа великого врачевателя древности Гиппократа: «Светя другим, сгораю сам»;
– участвовать в семейных беседах профессиональной направленности, свободно оперируя медицинской терминологией;
– сохранить семейную традицию служения медицине, продолжив врачебную династию.
К важнейшим качествам, закладываемым основателями врачебной династии, студенты относят преданность своей профессии через любовь к людям и желание помочь им, оптимизм, человеколюбие и упорство в достижении цели.
Основные результаты данного исследования можно выразить в следующих теоретических положениях:
– императивом современного времени является пробуждение общественного интереса к генеалогической культуре и традициям родословия, что обусловлено издержками в запасе духовных ресурсов общества [6, 7];
– генеалогические исследования способствуют идентификации себя как части семейного коллектива и восприятию собственной личности в качестве продолжателя рода, способного оставить определенный след в истории, выполняя функцию преобразователя, поддерживая семейные традиции и сохраняя родовые ценности [6];
– результаты анкетирования, проведенного в ходе исследования, выявили высокий интерес информантов к познанию истории своего рода, однако в то же время очевиден факт недостаточной осведомленности и потребности в информировании по вопросам методики генеалогических исследований;
– исследование представителей врачебной династии своей семьи в ходе профессиональной подготовки студентов в образовательном пространстве медицинского вуза играет немаловажную роль в расширении представлений студентов о себе в контексте будущей профессии, позволяя выявить наличие в роду представителей медицинской профессии, исследовать их жизненный путь и ценностные ориентиры, что могло бы оказать помощь в формировании профессионального самосознания (рис.);
– существование медицинской династии предполагает поколенную передачу профессионального опыта, качеств, присущих истинному доктору, морально-нравственных принципов, заложенных в основу врачебной деятельности.
Стендовый доклад студентки 1-го курса ОрГМУ Н.К. Михайловой, представленный на монотематической конференции «Медицинские династии ОрГМУ» (февраль 2018 г.)
Выводы. Проведенное нами исследование показало, что изучение врачебных династий ОрГМУ способствует увеличению интереса к будущей профессии и познанию человека в целом, изменению в ряде случаев жизненных приоритетов. 95,3% студентов, принявших участие в нашем педагогическом эксперименте, отметили удовлетворенность сделанным выбором профессии. У 93,2% мы зафиксировали положительное развитие ценностных убеждений в правильности профессионального выбора.
97,4% – продемонстрировали стойкое желание помогать людям. Примерно такое же количество респондентов (96,8%) обозначили в иерархии ценностей будущего специалиста в области медицины такие ценности, как милосердие, сострадание, добро.
Все это позволяет нам сделать вывод о формировании профессиональной направленности в процессе работы студентов с генеалогическим материалом врачебных династий ОрГМУ.
Таким образом, становление у студента представлений о себе как о будущем специалисте в области медицины осуществляется в условиях образовательной среды медицинского вуза. Для реализации личностно-развивающей функции высшего медицинского образования необходимо создать условия, наиболее полно способствующие становлению образа профессионального будущего у студента-медика. На вузовском этапе существенную роль играет ориентация на присвоение ценностей, функций и обязанностей медицинской профессии, понимание ее значимости и личностного смысла, а также на оценку своих возможностей, в чем могло бы помочь развитие интересов студентов к генеалогическим исследованиям и специфике родовой профессии.
Материалы и результаты исследования внедрены в образовательный процесс и применяются в ходе осуществления учебно-исследовательской работы студентов в рамках деятельности студенческого научного кружка кафедры иностранных языков Оренбургского государственного медицинского университета.
Результаты данного исследования могут найти применение при дальнейшей разработке методики генеалогических исследований, направленных на развитие ценностных ориентаций и профессиональной направленности обучающихся.
Результаты исследования обладают практической значимостью в области решения проблем, связанных с овладением основами родословия, сохранением и передачей семейных ценностей, развитием патриотических качеств личности, расширением представлений о будущей профессии и профессионального самосознания.
Библиографическая ссылка
Заболотная С.Г., Коровина И.А., Назина О.В. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЧЕБНЫХ ДИНАСТИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28871 (дата обращения: 05.06.2024).